Что такое «функциональная грамотность»?
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и
российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни
знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного
сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников.
Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и
умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и
навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская
грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного
характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении
заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне
изучаемого учебного материала.